Очередной поворот современности…

Очередной поворот современности...

Современная литература. Современный театр. Современный человек. Критерии данных «современных», их отличия от старого и классического определить легко. А с другой стороны, сложно. Сейчас многое в нашем мире неоднозначно и глубокомысленно. Приходится рассуждать на темы, которые нас толком и не касаются, но эти самые темы существуют. И, закрыв глаза, так просто от них не отвернешься. Наверное, в этом и есть одна из особенностей современного. Мир настолько велик (и настолько мал одновременно), что нам приходится говорить о далеко не лицеприятных проблемах. То, что было далеким и несущественным именно для тебя, теперь возле самого порога.

Вечер 7-ого ноября в театре «Свободное пространство» был посвящен темам, которые обычно не обсуждаются. О них принято молчать. Труппа театра посчитала по-другому. Нужно слушать. Нужно смотреть. Нужно осмысливать. Нужно обсуждать. Поэтому вечером 7-ого ноября в «Свободном пространстве» прошла читка-презентация произведения Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».

Сразу хочу отметить, состоялось две читки: 31 октября и 7 ноября. Произведение одно, актеры одни, а зритель разный. Но об этом чуть позднее.

Подобные эксперименты для театра уже не в новинку. В рамках творческой программы «Не отводя взгляда» уже поставлен спектакль «Наташкина мечта» и прошли другие читки. Материал программы тяжел и пессимистичен. Он погружает нас в изучение темных мыслей человека, его израненной души, когда смысл жизни теряется, а тебя самого охватывает отчаяние. Зрителю приходится остаться один на один с грязью и болью мира. Посмотреть прямо в зеркало души и не отводить взгляда. «Двое бедных румын, говорящих по-польски» именно о таких проблемах.
Не будем раскрывать всех тайн сюжета произведения Масловской. На мой взгляд, ознакомиться с текстом и мыслями автора лишним не будет. Скажем только то, что нас знакомят с людьми, которые потеряли смысл жизни, перешагнули черту и теперь погрязли в наркотиках и распутном существовании.

Находясь в храме искусства, мы невольно приходим в шок, когда нам показывают такую жизнь. Зритель привык слышать возвышенное и духовное со сцены. Но время идет, театр меняется. Это нормально – повествовать о проблемах современности с театральных подмостков. Так было, есть и будет. Ведь храм Мельпомены – трибуна для человеческих терзаний. Даже таких отталкивающих.

Пьеса Дороты Масловской подготовлена артистами театра. Как режиссер выступил Сергей Пузырев. Главные роли зачитывали Евгений Рассоха и Светлана Нарышкина. Также участие принимали Владимир Крашенинников, Олег Котов, Мария Козлова и студентки актерского отделения ОГИИК Ольга Вирийская и Ольга Чибисова. Для них данная работа далась нелегко. Подобные эксперименты – испытание для артиста. Как и для зрителя.

В самом начале художественный руководитель театра Александр Михайлов и режиссер читки Сергей Пузырев предупредили, что материал не для всех. Если станет слишком или для зритель поймет неприемлемость услышанного, лучше тихо выйти из зала. Никто не обидится. Что ж. Те, для кого оказалось слишком, нашлись. Не каждому будет приятно слышать со сцены нецензурную лексику.

Да, мат есть. Как и другие ругательства. Но темы разговоров между персонажами далеки от обсуждения погоды и того, как отпраздновала свой юбилей тетушка Мирти. Бесконечные гулянки, наркотики, алкоголь, сексуальная распущенность, испражнения, отсутствие каких-либо моральных принципов: вот темы «ненавязчивых бесед на досуге». Как тут можно без мата обойтись? Если уж произведение о ТАКОЙ жизни, стоит ожидать ТАКОЙ лексики. Тем более, здесь она оправдана.

Когда полуторачасовая презентация пьесы подошла к концу, началось обсуждение услышанного. Стоит ли театру говорить о подобном, примет ли это зритель, нужно ли говорить о таком. И здесь обсуждения 31 октября и 7 ноября отличаются друг от друга. На первой читке собралась разношерстная публика: присутствовали не только взрослые, сформировавшиеся личности, но и молодые студенты. Зал разделился на два лагеря. Одни заявляли о неприемлемости и недопустимости огласки подобных текстов. Где же эстетика? Где высокий слог? Разве такое можно допустить в театре? Другие наоборот отмечали свежесть взглядов творческого коллектива театра, их новаторство и стремление к экспериментам. Шокировать зрителя нужно. Не всегда, но иногда. Мы должны уметь разговаривать обо всем!

При анализе произведений о низменном, ужасном и постыдном стоит учитывать наличие барьеров восприятия. Нас всегда учили, что мат и разврат – это плохо. Оно и остается плохим. Но! В прежние времена принято было молчать, не обращать внимания. Это происходит не со мной, меня это не касается. Сейчас все изменилось! Мобильность мира, частота и диапазон общения увеличились. Индивид как никогда неотделим от общества. И говорить о недопустимости произношения мата со сцены уже не актуально. Искусство идет в ногу со временем. Мы сами формируем культуру общения. Тем более в театре. И давайте осмотримся вокруг. Все мы пользуемся общественным транспортом, открываем форточки поздно вечером. Разве тогда мы не становимся невольными слушателями всех прелестей жизни недалеких и потерянных людей? Так что в театре при допущении нецензурной лексики стоит задаться разве что двумя вопросами: «Допустимо ли подобное употребление в рамках именно этой темы/проблемы и данного текста? Могу ли я принять это?» Если по обоим вопросам ответ положительный, то дальнейшие дискуссии отпадают.

Дискуссии же после читок разворачивались нешуточные. Было что обсудить. У каждого было что сказать. Итог можно подвести следующий. Столь пессимистичные тексты как «Двое бедных румын, говорящих по-польски» не стремятся показать безысходность нашего бытия. Они лишь иллюстрируют ту жизнь, которая находится за воображаемой стеной. Человек должен знать, что его может ожидать при неправильном выборе. Касательно постановки таких пьес… Это для ограниченного числа людей. Далеко не каждый сейчас поймет зачем и почему ему говорят об ужасном и безвыходном, когда можно развлечь и воодушевить. Далеко не каждый зритель готов. Но готовые есть и ждут. Так что экспериментам «Свободного пространства» мы говорим да! Все. Черта подведена. Двое бедных румын, говорящих по-польски остались за очередным поворотом современности.

Фотоотчет можно посмотреть ЗДЕСЬ

Слушали, осмысливали и обсуждали Ксения Ковалева и Олеся Суровых (фото)

Другие новости