Как сообщает Коммерсант.ru, новый закон о третейских судах, который вступит в силу с этой осени, не позволит вести коммерческую деятельность в этом направлении, однако мошенники уже ищут способы обойти этот закон.
Первые третейские суды появились еще в 1991 году, и сейчас пользуются популярностью у многих компаний и физических лиц, желающих сохранить конфиденциальность. Кроме того, такие суды разбираются в коммерческих делах гораздо быстрее государственных. Сейчас деятельность третейских судов — это очень прибыльный бизнес с оборотом в несколько десятков миллиардов рублей в год, пользующийся популярностью у корпораций.
Действующий закон не подразумевает коммерциализацию третейских судов, а новый закон вообще разрешая заниматься такой деятельностью только некоммерческим организациям. Но мошеннические схемы в обход этого закона есть.
Яркий тому пример приводит блоггер Сергей Новиков. В своем блоге он опубликовал информацию о том, как Первый арбитражный третейский суд (оно же Первое арбитражное учреждение) пытается обойти закон, продавая свои франшизы. Держатели франшизы обещают золотые горы, однако под объявлениями о продаже уже появляются комментарии обманутых клиентов. Очевидно, что такой суд ставит в приоритет получение прибыли, а вовсе не восстановление справедливости в коммерческих спорах. Третейское судопроизводство должно быть построено на профессионализме и опыте судей, а через франшизу подобные качества не передаются. Очевидно, что схема франшизы в третейском суде — просто форма мошенничества с целью обойти закон.
Подобная деятельность Первого арбитражного третейского суда (Первого арбитражного учреждения) уже вызвала негодование в профессиональном сообществе. Некоторые специалисты уже прозвали эту мошенническую схему пирамидой. Как пишет коммерсант «…председатель президиума федерального Арбитражного третейского суда города Москвы Владимир Колмаков полагает, что такая работа будет на уровне «полузакона» и вряд ли можно найти основания, чтобы законно платить частным фирмам-участкам. «Законодатель дает более года на то, чтобы желающие создали учреждения-правопреемники (НКО), в противном случае они будут вынуждены прекратить работу»- говорит Владимир Колмаков. Управляющий партнер CLC Наталья Шатихина (является также арбитром третейского суда «Газпрома») тоже уверена, что ни о какой коммерческой деятельности третейских судов с сентября речи идти не может, а Алексей Кравцов вообще называет подобные схемы пирамидой».