Жажда новых знаний: как сохранить природную любознательность

Малыши с удивлением разглядывают окружающие предметы, дети постарше — засыпают взрослых бесконечными вопросами, а подростки увлеченно исследуют интересующие их темы. Однако с возрастом эта естественная тяга к новому может угаснуть, уступая место рутине и шаблонам. Психолог Надежда Фрайфельд исследует природу любознательности и делится лайфхаками по ее развитию в любом возрасте.

Природа интереса

Стремление к познанию – фундаментальное свойство нашего сознания. Психологи отмечают, что именно оно выделяет человека среди других живых существ. Эта особенность помогла нашему виду приспособиться к окружающей среде и активно ее преобразовывать.

Исследования показывают, что люди с выраженным стремлением к познанию обладают рядом преимуществ:

  • Демонстрируют более высокие показатели интеллекта
  • Эффективнее решают сложные и нестандартные задачи
  • Лучше справляются с обработкой большого объема информации
  • Проявляют развитое критическое мышление
  • Реже подвержены профессиональному выгоранию

Почему угасает стремление к познанию

Французский нейробиолог Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» выделяет несколько ключевых факторов, приводящих к снижению познавательной активности.

  1. Естественное снижение когнитивной стимуляции. По мере накопления знаний в определенной области количество непонятного уменьшается, соответственно, уменьшается и мотивация к дальнейшему исследованию. Это универсальный процесс, который можно наблюдать в любом виде обучения.
  2. Формирование негативных установок. Убеждения типа «у меня нет способностей к математике» или «я гуманитарий, мне не дано понять физику» создают психологические барьеры, блокирующие познавательную активность. Такие метакогнитивные паттерны могут быть особенно опасны, поскольку работают по принципу самосбывающегося пророчества.
  3. Неэффективные форматы образования. Стремление к познанию реализуется двумя основными путями: через активное экспериментирование (человек сам добывает знания и проверяет гипотезы) и через пассивное восприятие информации. Если образовательная система делает акцент исключительно на втором пути, игнорируя природную тягу к исследованию, это неизбежно приводит к снижению мотивации.

Как развивать любознательность у ребёнка

— Создавайте пространство для творчества и экспериментов

Предлагайте ребенку игрушки-трансформеры, конструкторы, материалы для поделок, которые предоставляют широкие возможности для творческого использования. Такие предметы развивают не только мелкую моторику, но и способность видеть множество вариантов применения одной и той же вещи.

— Записывайте идеи и открытия

Помогите ребенку вести дневник или блог, где он будет фиксировать свои идеи, наблюдения и открытия. Периодически возвращайтесь к этим записям – они могут стать источником вдохновения для новых творческих проектов.

— Превращайте сложные предметы в увлекательные игры

Если ребенок испытывает трудности с определенным школьным предметом, найдите способ представить его в игровой форме. Для химии это могут быть безопасные домашние эксперименты, для математики – логические головоломки и квесты, для истории – исторические реконструкции или стратегические игры.

— Цените процесс, а не только результат

Дети часто превосходят взрослых в решении нестандартных задач именно потому, что не боятся экспериментировать и совершать ошибки. Взрослые же тратят слишком много времени на планирование, стремясь избежать возможных неудач. Поощряйте ребенка пробовать разные подходы и не фокусируйтесь на ошибках.

«Профилактика» любознательности у взрослых

Никогда не поздно вернуть себе радость от открытий и неподдельного удивления. Даже если годы рутины притупили ваше умение «открывать мир заново», его можно возродить.

Новые места и действия

Выходите из зоны комфорта, пробуйте совершенно несвойственные вам занятия. Это может быть изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, знакомство с необычным видом спорта или искусства.

Осознанный кругозор

Если вы фанат фантастики, и читайте только её, можете попробовать на некоторое время «изменить» своему выбору. Как насчет исторических романов или научно-популярной литературы. Любите смотреть комедии? Найдите в себе смелость и для авторского кино или же вовсе документального.

Детские увлечения

Многие из нас в детстве страстно что-то любят – рисование, наблюдение за звездами, коллекционированию минералов и т.д. Но, став старше и оказавшись под натиском взрослых обязанностей, мы об этом позабыли.

Языковой опыт

Русский язык насчитывает более 500 000 слов, но в повседневной речи большинство людей использует не больше 2000. Регулярное знакомство с новыми словами и их значениями не только увлекательно, но и влияет на мышление.

Трансформация негативных установок

Смотрели фильм «Всегда говори «ДА», главный герой которого решил говорить жизни «да» и его жизнь круто изменилась? Никто не мешает и вам провернуть подобный трюк. Попробуйте заменить привычные «это скучно» и «мне неинтересно» на «почему бы и нет?» и «интересно, что здесь можно найти для себя».

Мудрость любознательности

Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта фраза выражает суть настоящей любознательности – осознание бесконечности познания и готовность постоянно пересматривать собственные убеждения в свете новых фактов. Скука – это не столько внешнее состояние, сколько внутренняя установка. Для по-настоящему любознательного человека мир всегда остается неисчерпаемым источником удивления и вдохновения.

Фрайфельд Надежда Александровна Психолог, детский психолог. Специалист, в области детско-родительских отношений и влиянии родовых историй в жизни мужчин и женщин

Другие новости