Малыши с удивлением разглядывают окружающие предметы, дети постарше — засыпают взрослых бесконечными вопросами, а подростки увлеченно исследуют интересующие их темы. Однако с возрастом эта естественная тяга к новому может угаснуть, уступая место рутине и шаблонам. Психолог Надежда Фрайфельд исследует природу любознательности и делится лайфхаками по ее развитию в любом возрасте.
Природа интереса
Стремление к познанию – фундаментальное свойство нашего сознания. Психологи отмечают, что именно оно выделяет человека среди других живых существ. Эта особенность помогла нашему виду приспособиться к окружающей среде и активно ее преобразовывать.
Исследования показывают, что люди с выраженным стремлением к познанию обладают рядом преимуществ:
- Демонстрируют более высокие показатели интеллекта
- Эффективнее решают сложные и нестандартные задачи
- Лучше справляются с обработкой большого объема информации
- Проявляют развитое критическое мышление
- Реже подвержены профессиональному выгоранию
Почему угасает стремление к познанию
Французский нейробиолог Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» выделяет несколько ключевых факторов, приводящих к снижению познавательной активности.
- Естественное снижение когнитивной стимуляции. По мере накопления знаний в определенной области количество непонятного уменьшается, соответственно, уменьшается и мотивация к дальнейшему исследованию. Это универсальный процесс, который можно наблюдать в любом виде обучения.
- Формирование негативных установок. Убеждения типа «у меня нет способностей к математике» или «я гуманитарий, мне не дано понять физику» создают психологические барьеры, блокирующие познавательную активность. Такие метакогнитивные паттерны могут быть особенно опасны, поскольку работают по принципу самосбывающегося пророчества.
- Неэффективные форматы образования. Стремление к познанию реализуется двумя основными путями: через активное экспериментирование (человек сам добывает знания и проверяет гипотезы) и через пассивное восприятие информации. Если образовательная система делает акцент исключительно на втором пути, игнорируя природную тягу к исследованию, это неизбежно приводит к снижению мотивации.
Как развивать любознательность у ребёнка
— Создавайте пространство для творчества и экспериментов
Предлагайте ребенку игрушки-трансформеры, конструкторы, материалы для поделок, которые предоставляют широкие возможности для творческого использования. Такие предметы развивают не только мелкую моторику, но и способность видеть множество вариантов применения одной и той же вещи.
— Записывайте идеи и открытия
Помогите ребенку вести дневник или блог, где он будет фиксировать свои идеи, наблюдения и открытия. Периодически возвращайтесь к этим записям – они могут стать источником вдохновения для новых творческих проектов.
— Превращайте сложные предметы в увлекательные игры
Если ребенок испытывает трудности с определенным школьным предметом, найдите способ представить его в игровой форме. Для химии это могут быть безопасные домашние эксперименты, для математики – логические головоломки и квесты, для истории – исторические реконструкции или стратегические игры.
— Цените процесс, а не только результат
Дети часто превосходят взрослых в решении нестандартных задач именно потому, что не боятся экспериментировать и совершать ошибки. Взрослые же тратят слишком много времени на планирование, стремясь избежать возможных неудач. Поощряйте ребенка пробовать разные подходы и не фокусируйтесь на ошибках.
«Профилактика» любознательности у взрослых
Никогда не поздно вернуть себе радость от открытий и неподдельного удивления. Даже если годы рутины притупили ваше умение «открывать мир заново», его можно возродить.
Новые места и действия
Выходите из зоны комфорта, пробуйте совершенно несвойственные вам занятия. Это может быть изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, знакомство с необычным видом спорта или искусства.
Осознанный кругозор
Если вы фанат фантастики, и читайте только её, можете попробовать на некоторое время «изменить» своему выбору. Как насчет исторических романов или научно-популярной литературы. Любите смотреть комедии? Найдите в себе смелость и для авторского кино или же вовсе документального.
Детские увлечения
Многие из нас в детстве страстно что-то любят – рисование, наблюдение за звездами, коллекционированию минералов и т.д. Но, став старше и оказавшись под натиском взрослых обязанностей, мы об этом позабыли.
Языковой опыт
Русский язык насчитывает более 500 000 слов, но в повседневной речи большинство людей использует не больше 2000. Регулярное знакомство с новыми словами и их значениями не только увлекательно, но и влияет на мышление.
Трансформация негативных установок
Смотрели фильм «Всегда говори «ДА», главный герой которого решил говорить жизни «да» и его жизнь круто изменилась? Никто не мешает и вам провернуть подобный трюк. Попробуйте заменить привычные «это скучно» и «мне неинтересно» на «почему бы и нет?» и «интересно, что здесь можно найти для себя».
Мудрость любознательности
Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Эта фраза выражает суть настоящей любознательности – осознание бесконечности познания и готовность постоянно пересматривать собственные убеждения в свете новых фактов. Скука – это не столько внешнее состояние, сколько внутренняя установка. Для по-настоящему любознательного человека мир всегда остается неисчерпаемым источником удивления и вдохновения.
Фрайфельд Надежда Александровна Психолог, детский психолог. Специалист, в области детско-родительских отношений и влиянии родовых историй в жизни мужчин и женщин