Дочь капитана в «Свободном пространстве»

Дочь капитана в «Свободном пространстве»

Совсем недавно мы рассказывали вам о том, как в «Свободном пространстве» идет подготовка к премьере по повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Режиссер-постановщик и художественный руководитель театра Александр Алексеевич Михайлов и актерская труппа обещали нам хороший спектакль, дающий возможность взглянуть на классику с новой стороны. И вот вчера, 4 октября на сцене «Свободного пространства» состоялся премьерный показ спектакля.

Как это обычно и бывает на премьере полный аншлаг! Свободных мест не было, так как билеты раскуплены аж за месяц до знаменательной даты. Даже приглашенным друзьям театра и прессе пришлось потесниться и поискать себе укромный уголок. Но в тесноте, да не в обиде. Не в обиде, а в тепле. Ведь тепла в зале, к сожалению, не хватало. По стечению обстоятельств отопление в здании театра пока не функционирует. Поэтому зрителю пришлось наслаждаться спектаклем, укутавшись в собственные пальто. Но это нисколько не испортило впечатление от просмотра.

История любви, происходящая на фоне великих событий нашей истории и описанная великим писателем, известна всем и каждому. Кто-то с головой окунался в бурные обсуждения гражданских и личностных проблем, поднятых в «Капитанской дочке». Другие же отмалчивались, потому что по некоторым, известным только им причинам не любили данное произведение. Но читали его все.
Поэтому неудивительно, что на премьере присутствовало немало школьников. Да и потом будет полезно сходить на постановку тем, кто грызет гранит науки. Как и остальным жителям нашего города. Приобщиться к искусству никогда не поздно.

Еще за школьной партой мы рассуждали о противоречивом и неоднозначном Пугачеве, смелом и преданном Гриневе, хрупкой и сильной Маше Миронове. Именно такими этих персонажей мы видим на сцене. Пугачев в исполнении заслуженного артиста России Валерия Лагоши – донской казак, готовый ради своей мечты на все. «Лучше один раз напиться свежей крови, чем всю жизнь питаться падалью,» — так говорит Емельян Пугачев. И ему веришь. Хоть и, идя к своей цели, он пролил немало крови. Но при этом Пугачев ценит и помнит доброту в людях. Уважает честных и принципиальных. Таких как Петр Гринев. Молодой дворянин, служащий в маленькой Белогорской крепости, благороден и надежен. Он любит и готов сражаться за столь сильное чувство. Гринев в исполнении актера Евгения Рассохи вышел этаким простым, но храбрым и честным парнем. Каким и должен быть герой. Да, возможно не хватает какой-то выдержки, свойственной сыну дворянина и офицера в одном лице. Но персонаж понятен и интересен. Машу Миронову же зритель сможет увидеть в исполнении двух актрис театра: Елены Симоновой и Валерии Жилиной. В премьерном же спектакле отыграла Елена. Маша – одновременно сильная и хрупкая девушка. Какой бы слабой и нежной она не казалась, когда ее близким грозит опасность, героиня готова первой броситься на защиту. Свои же жизненные и моральные принципы готова стойко отстаивать. Это говорит о крепком внутреннем стержне. Такой Мария Миронова представлена у Пушкина. Такой она вышла и в «Свободном пространстве».


Очень занятно в нашей постановке то, что зрителю интересны не только главные герои, но и другие участники событий. Их даже второстепенными не назовешь. Актеров «свободного пространства» всегда любили за их мастерство. Этот раз не стал исключением. Частенько зритель забывал об основной драме, разворачивающейся на сцене, и «отвлекался» на судьбы других героев. Будь это личная трагедия Алексея Швабрина, переметнувшегося на сторону врага, чтобы спасти себя; при этом и в делах сердечных герой страдает. Его сыграл Сергей Козлов. Или же столь трогательная и драматичная история Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны Мироновых, которые любили и были преданны друг другу и родине до последнего вздоха. Эта пара в исполнении Михаила Артемьева и заслуженной артистки России Нонны Исаевой цепляет зрителя за душу, не дает вздохнуть. Настолько сильно напряжение при просмотре сцен с их участием. Также нельзя отвести глаз от надежного, иногда бурчащего, но безусловно любящего слуги Савельича (Владимир Крашенинников). Этот герой частенько вызывает у зрителя улыбку, но своей простотой и преданностью он определенно подкупает всех и вся. Родители же главного героя Андрей Петрович (Олег Котов) и Авдотья Васильевна (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова) Гриневы хоть и появляются на сцене редко, но метко. Строгий, вышколенный армией отец, требующий от сына безоговорочного подчинения, и милая, заботливая матушка, пекущаяся о своем чаде. Оба безусловно любящих родителя своим присутствием на сцене разбавляют иногда слишком напряженную атмосферу. Дарят зрителю улыбку, вызванную родительским, иногда чрезмерным чувством опеки и заботы о будущем своего ребенка. О других героях можно говорить и говорить. Их много, и все стоят того, чтобы сказать им спасибо и браво! Но мы пойдем дальше.


Невооруженным взглядом видна и работа режиссера Александра Алексеевича Михайлова. Спектакль нашел немало интересных нюансов. Будь то ведение сюжета как бы через призму допроса, летающие сани во время бури, бой-танец между соперниками, элегантное и логичное изображение письменного диалога между героями и многое другое. Особенно выделяется финальная сцена. Все пространство разделено на две зоны: бал при дворе и казнь на площади. Сильные мира сего под предводительством Ее высочества Императрицы возвышаются над простыми смертными в прямом смысле этого слова. Помогают в этом ходули. Приговоренный же к казни Пугачев стоит на помосте в простой рубахе, босой, когда дворяне в изысканных и роскошных нарядах. И в каждом секторе сцены своя трагедия, свой взгляд на ситуацию и жизнь в целом. У каждого своя правда, которую нужно отстаивать. Смотрится красиво и мощно. Также классический сюжет Пушкина разбавлен песнями и танцами. «Свободное пространство» всегда славилось своими вокальными и хореографическими умениями. Здесь они определенно добавляли свою изюминку.



Если говорить о сценографическом и музыкальном оформлении спектакля, стоит отметить современность подхода. Особенно в костюмах. На актерах можно увидеть как простые тулупы того времени, так и форму современных военных сил России. Этим ходом художник-постановщик Мария Михайлова хотела показать, что «Капитанская дочка» и ее проблемы актуальны были тогда, актуальны и сейчас. Интересная задумка, хоть некоторые зрители и не поняли ее сразу. Музыка же расставляет необходимые акценты, заставляет прочувствовать трогательность момента или же его напряженность. В постановке она сопровождает сцену, незаметно, но и ощутимо. Также стоит отметить, что одну из мелодий для спектакля написали актеры театра Станислав Иванов и Андрей Григорьев. Это композиция под стих А. С. Пушкина «Бесы». Что тут скажешь? Талантливый человек талантлив во всем.

В итоге же первая постановка этого театрального сезона определенно удалась! Зритель стоя аплодировал актерам, крича браво и даря цветы. Но на этом вечер премьеры не закончился.
Вместе с приглашенными гостями зритель поздравил двух актеров «Свободного пространства» с юбилеем. Именинниками были Владимир Крашенинников и Андрей Бухмиллер. Артистов задарили цветами, им вручили грамоты и премии. Было произнесено немало теплых слов гостями и коллегами по сцене. Зритель же одарил юбиляров бурными овациями.


Больше фотографий с премьеры и поздравлений ЗДЕСЬ

Ксения Ковалева и Олеся Суровых (фото)

Другие новости