В России создают условия для развития наставничества

Востребованность института наставничества в России становится очевидной. Это подтверждают результаты онлайн-исследования, проведённого Центром знаний «Машук» совместно с АЦ ВЦИОМ: 44% россиян выразили желание иметь наставника. Итоги онлайн-опроса были обнародованы экспертами 12 ноября на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС.

В исследовании приняли участие 4005 человек в возрасте от 8 до 60 лет. Наибольший интерес к наставничеству проявили молодые люди: 68% респондентов до 30 лет признались, что хотели бы консультироваться с ментором по вопросам профессионального и личностного развития. Среди граждан старшего возраста (45–60 лет) такую потребность отметили 59%.

Опыт взаимодействия с наставником имели ранее или получают сегодня 77% опрошенных, рассказал Константин Абрамов, генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ. Как правило, наставниками становятся коллеги по работе, помогая в адаптации и профессиональном росте — на этот факт указали 60% респондентов. Родители и опекуны выполняют функции наставников у 38% участников, учителя и преподаватели — у 37%, родственники — у 27%, а психологи — у 6%.

Учитывая полученные ответы россиян, эксперты составили топ-3 наставников: коллеги (60%), родители (38%) и педагоги (37%). Женщины заметно чаще мужчин обращаются к психологам за советом — 8% против 4%.

Нуждаются в наставнике прежде всего для профессионального развития 65% респондентов, 36% — для получения эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений, подчеркнул Антон Сериков, генеральный директор Центра знаний «Машук» и заместитель генерального директора Российского общества «Знание». Вместе с тем есть люди, которые обращаются к наставникам за содействием в достижении спортивных успехов или для решения вопросов, связанных с личной жизнью и семьёй.

Большинство участников опроса (94%) считают, что наставник должен быть старше. Во всех возрастных категориях доля таких ответов превышает 90%, тогда как наставников своего возраста выбирают лишь 16% респондентов. Пол наставника для 85% опрошенных не имеет значения, хотя на практике 42% женщин предпочитают наставника-женщину, а 50% мужчин — наставника-мужчину.

Идеальный наставник, с точки зрения респондентов, должен обладать стремлением к постоянному обучению (74%), быть коммуникабельным (70%), терпеливым (56%) и иметь практический опыт (55%). Высокий уровень материального благополучия не считается определяющим фактором.

Артём Метелев, председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике и член наблюдательного совета Центра знаний «Машук», говоря о развитии института наставничества в стране, отметил: в Трудовой кодекс РФ включена отдельная статья о наставничестве, а трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям готовит рекомендации для работодателей по внедрению и развитию этой системы.

Другие новости