ЧП с траулером «Скорпион», который в конце марта перевернулся на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области, привело к гибели двух людей и колоссальным убыткам мурманской группы компаний «ФЭСТ». Одновременно эта трагедия обнажила большие проблемы в целом в судостроительной отрасли России, которые грозят срывом государственной программы инвестиционных квот. Об этом сообщает «Комсомольская правда».
Напомним, траулер «Скорпион» строили в «Пелле» в рамках госпрограммы «Квоты под киль», по которой рыбаки получают дополнительные квоты на вылов рыбы в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль. Заказчик теперь отказывается принимать судно так как морская вода могла повредить дорогостоящее оборудование. В итоге ГК «ФЭСТ» терпит колоссальные убытки, нет траулера, который должны был выйти на промысел еще летом 2020 года, нет квот, под которые они строили это судно, зато есть платежи по кредиту в 47 млн евро.
Ситуация со срывами сроков сдачи судов, строящихся по госпрограмме инвестквот, происходит почти на всех судоверфях страны. Об этом глава Росрыболовства Илья Шестаков доложил президенту России Владимиру Путину в ходе рабочей встречи осенью 2020 года. Он заявил, что российские верфи набрали заказов на 172 млрд рублей и технически не в состоянии их своевременно выполнить. Таким образом, инвестируя в судостроительную отрасль, терпит убытки другая — рыбная. По его словам, срыв сроков по заказам по многим проектам достигает двух лет. Из 53 судов, которые должны были спустить на воду за эти 3,5 года, верфи построили всего 5 судов, работа над 26 траулерами до сих пор продолжается.
И это, на самом деле, только полбеды. Все как-то подзабыли, что суда надо не только строить, но и ремонтировать. И, оказалось, что делать это практически негде. Как сообщает издание, по данным Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса в России сегодня — это всего 30 предприятий, способных обеспечить не более 15% потребностей в судоремонте. Да и 80% этих заводов устарели физически и морально. В успешный ремонт на них верится с трудом.
Сейчас снова будут обсуждать распределение инвестиционных квот на вылов рыбы. Некоторые, несмотря, на проблемы, и дальше предлагают отдавать их под строительство гигантских траулеров. Не стоит ли посмотреть в другую сторону? Под строительство рыбоперерабатывающих заводов государство тоже выделяет квоты. И тут дела обстоят куда лучше: из 25 предусмотренных программой заводов 22 уже построены.