"Восток — дело тонкое": интервью с Юрием Семенихиным

"Восток - дело тонкое": интервью с Юрием Семенихиным

Благодаря Владимиру Мотылю и его «Белому солнцу пустыни» мы навсегда запомнили, что Восток – это тонкое дело. Каждый из тех, кто поставил цель познать восточную культуру, выбирает свой путь. Некоторые ограничиваются знаниями о японских суши и китайской лапше. Но есть те, кого с уверенностью можно назвать просвещенными. Один из них — Юрий Семенихин. Тренер. Наставник. Спортивный функционер.

Наш репортаж о том, как мы побывали на тренировке и попытались понять, что такое на самом деле это загадочное «киокушинкай-карате».

Дворец спорта ЗАО «ОРЛЭКС» вечером никогда не пустует. Здесь можно встретить и волейболиста. И боксера. И каратиста.

Картина маслом. Большой зал. Много детей в белых кимоно и разноцветными поясами. Во главе группы мужчина. Усы. Серьезный взгляд. Остановившись возле входа, мы долго не решались зайти внутрь, дабы не нарушить торжественную обстановку, царившую в зале. «Проходите, не стесняйтесь!», — хозяин любезно приглашает гостей в дом. Дом, где познается восточная мудрость. А душа воспитывается наравне с телом.

— Юрий Анатольевич, многие знают, что в России карате существует вот уже более 40 лет. Что в этой связи Вы можете сказать об Орле?

В этом году международная Ассоциация «Киокушинкай кан» будет отмечать полувековой юбилей. В апреле я и три моих тренера отправляемся в Японию на Чемпионат Мира. После этого на горе Мицумине планируется проведение тренировочного лагеря. В те дни мне предстоит сдавать экзамены для присвоение очередного дана.

Говоря же об Орле, нельзя не вспомнить Александра Прохорова, боевого офицера, подполковника запаса. Именно его я бы назвал основоложником киокушинкая. Что касается меня, то в основательно пришел в карате я в 1997-м году. Тогда, после службы в пограничных войсках на Дальнем Востоке, вернулся на родину. Здесь, познакомившись с руководителем общественной организации Владимиром Бахтиным, начал плотно сотрудничать в рамках изучения карате. Но, к сожалению, длительного сотрудничества у нас не получилось. И вот уже 11 лет развитие происходит индивидуально.

— Сейчас сложилась интересная ситуация. У нас функционируют несколько секций по занятиям киокушином, каждая из которых действует под началом отдельной федерации. Возможно, актуальнее было бы создать одну единую федерацию, которая объединяла бы все ныне существующие?

— Отличный вопрос! Те, кто интересуется киокушином, знают, что существует 5 международных федераций. Каждый из японских руководителей имеет огромное желание развивать свою ветку киокушина как можно шире. Вот и получается, что фактически, весь мир любителей карате поделен на 5 частей, каждая из которых изучает киокушин с какими-то своими ньюансами.
В России вовремя осознали, что сужение знаний до одного стиля снижает боеспособность спортсмена. Именно по этому была создана «Ассоциация киокушинкай-карате до России», которая объединила в себе абсолютно все стили. Да, по стилевым особенностям, территориальному признаку мы делимся в соответствии со своим международными руководителями. Но общий календарь соревнований никто не отменял. Мы все идем параллельным курсом развития в рамках Ассоциации. Что касается Орла, то здесь единая федерация, но два руководителя.

— А какие дети у вас занимаются?

— Здесь три возрастных группы. Но в частности я более плотно работаю с детьми старше 12 лет, а так же профессиональными спортсменами. Много наших учеников воспитывается в неполных семьях. Парням очень сложно расти без отцов. Я как мужчина много говорю с ними о сексе. И конечно, несмотря ни на какие жизненные ситуации, они должны понять, что уважать надо родителей в равной степени.



— И вы, и ребята, одеты в кимоно единого белого цвета. Но пояса у всех разные. Расскажите подробнее, что они означают?

— Каждые 3 месяца адепт киокушина сдает квалификационные экзамены, на которых он должен показать свои знания теоретического материала, а так же уровень физического развития. Выполняется комплекс упражнений, среди которых сгибание рук, приседания, различные растяжки, а так же прыжок через палку. И, наконец, ученик должен провести несколько боев. Их количество зависит от пояса, цвет которого показывает, прежде всего, уровень знаний и умений, а не спортивные достижения.



— Считается, что занятие карате, как и другими восточными боевыми искусствами, подразумевает аскетичный образ жизни. Возможно ли современных молодых людей воспитать аскетами?

— Данное суждение является не совсем верным. Слово «киокушин» переводится как «общество, ищущее абсолютную истину». Ни для кого не секрет, что абсолютных категорий в мире практически нет и абсолютную истину найти невозможно. Но в тоже время путь поиска объединяет людей.

Перед начало каждой тренировки мы произносим клятву, в которых есть такие слова, как «мудрость», «уважение к старшим» и другие. Аскетизм здесь ни при чем. У нас на стене, если вы заметили, висят иконы. Со своими ребятами я много беседую о религии Несмотря на то, что Япония – страна буддизма, основная тема наших бесед – это христианство.

— Некоторые японцы воспринимают православные храмы, наравне с китайским Шаолинем, как места для подготовки бойцов. Ваше мнение, стоит ли настолько сильно связывать религию и боевые искусства?

— Мне довелось коснуться этого вопроса достаточно плотно. Мой друг, возглавляющий сейчас одно из подразделений «Вымпел», в бытность студентом писал диссертацию на религиозную тему. Общаясь с ним, я кое — что вынес и для себя. В процессе работы над диссертацией, мы с ним обошли все храмы Орла, рассматривая находящиеся там иконы. Любой изображенный на ней человек, принимал позу, которая обязательно что-то значила. Много написано о том, что каждая из этих поз, связана с определенным видом космической энергии, которой в древности люди достаточно успешно пользовались.

Смена эпох, властных течений в нашей стране, закрыли эти ценные знания в тайниках сверхсекретных архивов. На Востоке же ситуация кардинально противоположная. Работа с энергией развивались на протяжении всей истории этих стран.

Мы не ставим перед собой целью воспитать глубоко верующих людей. Но в тоже время, религия — это прекрасная возможность привить молодому человеку любовь к родине, понять историю своей страны. Ведь то, что сейчас пишут в некоторых учебниках, историей России можно назвать лишь отчасти. Я придерживаюсь мнения о том, что кто не знает историю, у того нет будущего.
Ежегодно мы посещаем Золотухино (Курская область), где принимаем участие в турнире. После соревнований, мы бываем в Курской коренной пустыни. Там очень хорошо, даже дышится по-другому. И это все наша история. Да, среди нас есть и представители других религий. Но самое важное — это воспитание полноценного человека.
Так же и в спорте. Для кого-то важно, чтобы его подопечные выигрывали все везде и всегда. Да, безусловно, это то, ради чего ведется вся работа. Но тот факт, что к нам приходят дети, накладывает нас ответственность по воспитанию человека.


— Киокушин – японское искусство. Некоторые мастера адаптируют свои методики для других стран. Правильно ли это?

— Киокушин в основе своей не адаптируется. Возникают какие-то новые системы, мы их изучаем. А что касается подготовки спортсменов, то мы их готовим лучше. Примешивается элемент русской души, о которой столько сказано и написано.
Изучая их культуру, я, как и все остальные, лучше понимаю свою. Для себя беру то, что может заполнить ниши в моей душе. Только так можно стать полноценным Человеком.

— В СССР был огромный выбор спортивных секций, но вы отдали свое предпочтение именно карате. Что на Вас оказало решающее воздействие?

— Я окончил военный институт физкультуры г. Ленинград. Там изучал 7 различных видов спорта. И для себя я понял вот что. Воспитать спортсмена легко. Для этого необходимо несколько составляющих: регулярное повторение комплексов упражнений, правильная фармакология, продуманные режим питания, сна и отдыха. И все. А воспитать спортсмена и человека одновременно — задача не из легких. Киокушин содержит в себе хороший принцип воспитания – через трудности, боль и испытания формируется прежде всего крепкая душа человека. Многое будет зависеть и от личности тренера, которую он в той или иной степени будет проецировать на своего ученика. Если тренер-гад, то и воспитает он гада. Да, он может быть хорошим спортсменом, но человек из него не получится. А если тренер — личность, то и спортсмен вырастет личностью, в которой будет сочетаться и спортивные достижения, и человеческие качества.
В киокушине очень субъективное судейство. Бой обслуживают 5 судей и у каждого свое мнение. На моих глазах были случаи, когда боец отказывался от победы, которую ему единогласно присуждали все судьи, потому как считал себя ее недостойным.

— Юрий Семенихин – тренер и наставник или строгий, но справедливый директор?

— Жизнь обязывает сочетать в себе и то, и другое!

Что я поняла для себя из этого интервью? Обязательные спутники жизни – разум и чувства. Разум надо развивать, душу надо воспитывать. Спорт может оказать неоценимую помощь. Не отказывайся!

P.S Уже после интервью Семенихин поделился интересной историей об эстафете Олимпийского огня, но не в Орле, а в Хабаровске. Там с чьей-то легкой руки появилась примета «Ущипни факелоносца — будет тебе счастье!». Представляете, каково было спортсменам?


Больше фото

Вместе с Вами за спортом следит Анастасия Дорохова

Мгновения разговора запечатлела Ermolya

Другие новости