Интервью с Ириной Веклич — психологом-профайлером, экспертом по невербальным коммуникациям, руководителем проекта «Академия имиджа и кинетики», спикером международных клубов. Ирина Веклич работает в одном клубе с автором бестселлера «Язык телодвижений» австралийским психологом Алланом Пизом.
— Часто на работе бывает, что человек тебя раздражает, а ты не можешь понять чем. Что больше всего в невербальном поведении напрягает в коллегах по офису?
— Я провожу корпоративные тренинги, и когда говорим с участниками об организации комфортного рабочего пространства, то обсуждаем невербальные раздражители. Перечислю те, о которых люди говорят чаще всего:
1.Долгие громкие разговоры коллег по телефону, которые мешают сосредоточиться. Не выключенный звук на сотовом телефоне на прием звонков.
2.Щелканье ручкой, стук пальцами по столу, вращение в офисном кресле, рисование на полях во время диалога.
3.Музыка, если звучит не в наушниках, вам помогает сосредоточиться, а большинство, сидящих в кабинете, раздражает.
4.Когда кто-то постоянно нарушает личное пространство: берет без разрешения канцелярские предметы, садится в ваше офисное кресло, нависает, чтобы что-то выяснить.
5.Причиной претензий часто бывают офисная столовая зона, где кто-то оставляет крошки на столе или кружки в раковине до конца дня.
6.Правила посещения туалета на листе А4, напечатанные соседями по офису. Забывчивость о ершике вызывает тоже серьезное раздражение окружающих.
7.Использование парфюма с резким запахом, или любовь к чрезмерно ароматной еде во время кофе-минуты за офисным столом.
8.От привычки приходить на работу больными, многих трудоголиков избавил ковид, но не всех. Если горит проект, некоторые приходят на работу с температурой, насморком. Пугают коллег внешним видом и раздражают шмыганием и медикаментами. Вопрос нашей эффективности в данном случае достаточно спорный, а вот недовольство у окружающих, которых подвергаем опасности, есть несомненно.
9.Тактильный контакт с людьми – это здорово, но не для всех. Прежде чем кидаться обнимать, похлопывать по плечу, рукам, или щекотать коллег, желательно выяснить изначально не вызывает ли это у них дискомфорт.
10.Сидящие в кабинете температуру в помещении воспринимают по-разному. Одним необходимо, чтобы кондиционер был установлен на двадцать градусов, а другие замерзают. Здесь необходимо договариваться: поменяться рабочими местами, кому-то одеваться теплее, а другим в более легкие вещи, в зависимости от самочувствия.
— Что такое цифровой невербальный этикет, и как он может помочь нам стать приятным собеседником в режиме онлайн?
— Что касается деловой переписки в соцсетях, то большинство людей, которых опрашивают, что их раздражает, говорят следующее. Когда в соцсетях пересылается единое текст-сообщение отдельными предложениями, а хуже того — вообще отдельными словами. Раздражают людей звуковые сообщения, о которых они не просили.
Безусловно, будь то письмо, которое мы пишем на бумаге, или письмо, которое мы пишем в электронном виде, оно должно начинаться приветствием. Также в деловой переписке раздражают ошибки, отправление рабочих писем в нерабочее время. Тяжёлые файлы, как это ни странно, то же нарушение деловой переписки, если они изначально не оговорены, также, как и перепутанная кнопка «ответить» и «ответить всем».
Не сокращайте слова благодарности, например, спасибо до «спсб», или пожалуйста «пж». Если у вас нет времени, чтобы написать их полностью, лучше не пишите вообще — эффект от них совершенно обратный.
— Как невербальные коммуникации мешают и помогают в спорте?
— Со мной поделилась практическими наблюдениями Юлия Ананьева, — тренер с огромным опытом работы, которая вырастила нескольких чемпионов России по художественной гимнастике. В этом виде спорта идет очень мощная работа над невербаликой. Например, отдельно занимаются артистизмом спортсменок, их учат красиво и естественно улыбаться. Фотографии о наборе детей в секции и студии всегда с улыбающимися гимнастками, а ничто не продает так хорошо, как положительные эмоции. Улыбчивые дети крупным планом, которые показывают на фото и видео ладони, — транслируют открытость и что довольны результатом. У тех, кто это видит, через невербалику появляется желание присоединиться к счастью и успеху.
Жизнь состоит на 10% из того, что с нами случается, и на 90% из того, как мы на это реагируем. Умение спортсмена контролировать свои эмоции — важная составляющая успеха. Не стоит тратить энергию на мысли о своей несчастности, если проиграл, или получил травму. Важно уметь переносить ее на восстановление, установить маленькие цели и радоваться каждому преодолению, любой мелочи.
Очень важно владеть своими эмоциями и мыслями, знать техники, которые помогают преодолеть волнение на соревнованиях. Посторонние мысли у спортсмена всегда формируют напряжение тела, а опытный взгляд со стороны всегда обнаруживает это напряжение. Посторонние мысли во время соревнований – это всегда сомнения, оформленные разнообразными словами, которые формирует ум. Они вытесняют сосредоточенность, и тело реагирует напряжением. Для точного выполнения действий спортсмену нужна энергия. Во время состязаний важно успевать перенаправлять энергию, куда следует. Если нет посторонних мыслей, то силы энергии достаточно для точного выполнения.