Говорят, машины времени не существует. 7 мая в Орле можно было убедиться в обратном. Накануне Дня Победы состоялась выставка ретро-автомобилей.
Ее организатором был Юрий Лисягин – человек, которому дорога история страны. Всего в его коллекции около 15 машин, но на выставку он смог доставить далеко не все. Несмотря на почтенный возраст, своим ходом приехала та самая «полуторка» ГАЗ-АА, на которой советский солдат проехал всю войну. «Ну здравствуй, родная», — один из ветеранов подошел ближе и положил руку на кузов. Так и встречаются друзья спустя 69 лет.
Коллекционер рассказал об истории своего увлечения: «Начал собирать автомобили примерно 4 года назад. Именно «полуторка» стала первым экземпляром. Полное восстановление заняло почти год. Одному сложно, поэтому мне помогают два человека – кузовщик и механик. Детали находим везде, а порой и на заказ делаем. Благо чертежи есть в интернете».
«Чтобы предотвратить замерзание стекла, мы его солью натирали. А морозы в те года стояли крепкие – до 50 градусов доходило», — ветераны поделились личным военным опытом.
Еще одним экспонатом выставки стал ГАЗ-67. «Вот смотри, внучек, на такой машине командиры ездили», — бабушка приучает малыша к советской истории с ранних лет. Но права она была лишь отчасти. Этот автомобиль свободно использовался и простыми солдатами.
На выставке также был представлен БРДМ-2 (Бронированная разведывательно-дозорная машина — 2). В Великой отечественной войне он не участвовал, так как его производство началось только в 1963 году. Но машина ни раз выручала советскую армию на полях других сражений.
На вопрос о том,где находили машины, механик Анатолий Востриков ответил «Знаете, в некоторых из них и курицы яйца несли». Странно русские люди относятся к предметам истории.
Свою цель коллекционер определил так — «показать, на чем победили». Юрий Лисягин привел в пример слова одного журналиста о том, что российское автомобилестроение во многом превосходило зарубежное. Захваченные ЗИСы и «полуторки» Германия ставила на вооружение. Наши были более проходимы — по этой характеристике ГАЗ-67 превосходил американский «Виллис». Надежность — главное качество военной машины. Солдату важно было знать, что его железный друг не подведет в тяжелый момент, а вытащит и выручит.
Ветераны делились друг с другом воспоминаниями, связанными с автомобилями. А их скопилось немало. Годы войны просто так не проходят.
Источник: статья Анастасии Дороховой на Yopolis.ru
Источник