Невысокое искусство: жажда отображать действительность. Как обычный орловский школьник обрел вдохновение в лицах

nevysokoe-iskusstvo3

Человек во все времена был отличим страстным желанием воспроизводить мир вокруг себя: на пещерных стенах, шкурах, холстах и школьных партах. С ранних лет мы рисуем себя, семью, соседского пса Бобика, первую учительницу…всё, что только можем видеть, осязать или даже воображать.

nevysokoe-iskusstvo3

Жажда рисовать не зависит от пола ребёнка, бытовой среды и, как не удивительно, его врождённых способностей к изобразительному искусству. Ведь только взрослее мы можем показаться себе глупыми и смешными. Наши рисунки не теряют ценности, они всё ещё отображают мир, как он для нас есть, однако родители перестают вешать их на холодильник, когда это прекращает быть умилительным.

Редкие дети, достигнув возраста 12 — 13 лет попадают в художественные школы и студии, обычно они к этому времени занимаются танцами, спортом, музыкой и прочими дисциплинами, которые не требуют такого взросления. В гимнастику девочки попадают едва ли ни с 4 лет, а играть на гитаре учат с того момента, как ребёнок сможет её удержать.

nevysokoe-iskusstvo3

Художественные школы дают академическое образование: постановочная живопись и рисунок, тематическая композиция, декор, лепка и история изобразительного искусства. Полезно? Полезно! Познавательно? Конечно.

Четыре года эстетического образования. Сотни рисунков. Практика на пленэре. Всё это было в единый момент заброшено, стоило мне (тогда ещё девятикласснику) получить свидетельство об окончании художественной школы.

Лето. Экзамены ГИА. Для изображение мира через призму математических и физических формул, правил русского языка и ровных строк тестовых заданий не было того лёгкого едва уловимого желания. Жажды, которую быстрые на слово поэты назвали бы вдохновением. Оно исчезло. Наступил период застоя, который я, не имевший в течение четырёх лёт опыта самостоятельной работы над рисунком, преодолеть не мог. Не было ни темы, ни идеи, ни предмета для изображения. И в отсутствии академической постановки от преподавателя вне стен художественной школы я оказался несостоятелен.

nevysokoe-iskusstvo3

искусство

Пейзажи бескрайние и разнообразные, сложная архитектура и сочные натюрморты — всё это превратилось в объект фотографии. Они не порождали жажды изображать от того, что требовали сухого академического копирования живописным мазком. Не несли в себе ни истории, ни жизни. И причина того крылась в человеке. Рисуя простым карандашом, акварелью, постелью (да в общем-то чем угодно) лес, мы подразумеваем лишь лес: сосновый бор, берёзовую рощу, искусственные посадки. И только человек способен оценить этот лес с точки зрения категории красоты, гармоничности. А потому рисунок леса отличается от фотографии лишь способом и искусством его воспроизведения. Остальное, как и всегда, остаётся смотрящему.

искусство

Искусство обретает смысл только в глазах человека. И лишь он может и должен быть его центральной фигурой. Закат остаётся чистой физикой света ровно до того момента, пока мы не обращаем к нему своё взор. А потому дело не в самом лесе, который нарисовали или сфотографировали, важен человек и его чувство причастности к увиденному. Осознав это, я обрёл новую жажду — жажду изображать людей. Их лица были разными, однако, к моему большому восхищению, всегда подчинялись единым законам симметрии, равно как и весь окружающий нас мир: от атома до вселенной. Человеческие тела представлялись мне дышащими архитектурными монолитами. Я мог «чертить» людей, и они не теряли своей живости на бумаге.

искусство

искусство

Восхищение человеческой природой подарило мне вдохновение, ту самую лёгкую едва уловимую жажду отображать действительность, которая оживала в человеческих лицах из острых линий карандаша или мягких мазков акрила. Люди смотрели на мир с листа, на мир, который обретал свою красоту и смысл только в глазах человека.

искусство

искусство

Жажда отображать действительно присуща нам всем. Она изливает себя не только на холст, это живое чувство порождает летящее движение танцора, музыкальную импровизацию и всякий творческий порыв, на который только способен человек. В словах, линиях или нотах мы вольны рассказывать о мире вокруг нас. Искусство — изобретение и одновременно с тем одна из неизменных потребностей человечества. А потому человеку как первому творцу на этой земле не следует лишать себя, отвлекаясь на общую суету, волшебнейшего из процессов — творчества.

nevysokoe-iskusstvo6

Познакомиться с другими работами художника можно на официальной странице Инстеграм: https://instagram.com/alexandr_veg/

Автор: Александр Вег

Другие новости