Мысль.

Мысль.

«Зачем писать рассказы, когда их можно делать?»

Ровно сто лет назад Леонид Андреев написал свой рассказ «Мысль», и теперь, век спустя, театр «Русский стиль» сделал его, представив на своей сцене. Премьера спектакля состоялась первого ноября, дав старт еще одному знаменательному событию – работе юбилейного театрального сезона.

Леонид Андреев известен как уникальный писатель, и невероятная гордость охватывает меня при мысли, что этот писатель — мой земляк. Литературная индивидуальность Андреева — необычайно сложна. «Мысль», в свое время обратившая на себя противоречивое внимание критиков, относится к одному из самых обсуждаемых периодов творчества Андреева — периоду реализма. Именно поэтому, поставить пьесу на сцене театра оказалось не самой простой задачей для художественного руководителя и актерского состава. Постановка потребовала глубоких, но аккуратных композиционных поправок, с учетом которых окончательный вариант спектакля был представлен зрителю в форме психологического детектива. Особый стиль Леонида Андреева, в свое время названный романтико-трагическим, выдержан в образах главных героев, воссозданных ведущими актерами театра — А. Столяровым, Т. Иванюк и В.Рассоловым. Внутри загадочного любовного треугольника сосредоточен целый спектр чувств и эмоций: месть, ревность, сумасшествие, игра.

Музыкальное оформление под руководством Ю. Хохлова, смена декораций, живая игра актеров, расчет минут до кульминации, стук стрелок часов — все это создает в зале атмосферу нарастающей тревоги. Несмотря на характерное любому психологическому детективу напряжение, в спектакле присутствует юмор, позволяющий зрителю легко вздохнуть и даже улыбнуться в перерывах между экспрессивными монологами. В качестве такого эмоционального оазиса выступает Е. Безрукавый в роли профессора Семенова, чей образ напоминает зрителю об одной хорошо известной общественной мудрости — «все психиатры сами немного сумасшедшие».

Бурными аплодисментами и криками «Браво» аудитория встречает неожиданную развязку сюжета. «Какая потрясающая игра,» — восклицает главный герой, и следом эта мысль приобретает двойной контекст в сознании зрителя.

Режиссер-постановщик Валерий Симоненко позаботился о том, чтобы каждый из присутствующих вышел из зала не только с мыслью о жизненном уроке, но и непременно в хорошем настроении. Доктор Керженцев — герой Александра Столярова — заканчивает действие монологом. Он уходит, и с каждым его шагом в зале становится темнее. Тишина. Аудитория уже приготовилась к аплодисментам, как вдруг на сцене появляется луч. Декорации раздвигаются. Зал охватывает минутное смущение, затем смех и, наконец, овации.

«Мысль» по рассказу Леонида Андреева входит в целевую программу театра «Классика и писатели-орловцы», действующую с 2011 года. Каждый год театр ставит один спектакль, посвященный писателям-орловцам. В планах на вторую половину сезона — осуществление юбилейной программы в честь четыреста пятидесятилетия основания города. Сам Валерий Симоненко — художественный руководитель театра — называет эту программу «От А до Т» – от Андреева до Тургенева. Премьера спектакля «Мысль» стала первой буквой в юбилейном алфавите «Русского стиля».

Мария Воронина

Другие новости