Московская кольцевая железная дорога: что меняется?

Вице-президент РЖД Петр Кацыв
Вице-президент РЖД Петр Кацыв

 

На одном из крупнейших транспортных проектов московского региона, МКЖД, вновь сменились кураторы. Начинался он как совместный проект столичных властей и ОАО «РЖД», а в 2015 году его полностью передали в собственность Москвы. За соглашение, рассказал Петр Кацыв, вице-президент РЖД, куратор проекта от этого ведомства, железнодорожники получили более 3 млрд рублей. Теперь вести проект до его полного завершения и запуска станет департамент строительства Москвы вместо департамента транспорта. Сообщение об этом обнародовала пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства (Стройкомплекса) Москвы со ссылкой на заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.

Изменения в составе Совета директоров АО «МКЖД» в связи со сменой курирующего департамента также последуют. «В частности, в его состав войдет Владимир Машкин, занимающий сейчас должность заместителя генерального директора ОА «Мосинжпроект». Он – один из наиболее квалифицированных специалистов, исполняющих функции технического заказчика», – отметил М.Хуснуллин.

Какое же «наследство» досталось московскому депстрою сначала от РЖД, а теперь от столичного дептранса и в каком состоянии? Ведь судьбу проекта МКЖД назвать простой нельзя. Дело в том, что планы о преобразовании «ржавого пояса столицы», как его назвал Петр Кацыв, вынашивались несколько десятков лет, планировалось применить заброшенные промышленные территории для пользы городу. Но фактические очертания эти планы приобрели совсем недавно, когда мэром Москвы стал Сергей Собянин, а в структуры РЖД из Московской области пришел Петр Кацыв. Он очень долго занимался транспортной тематикой в столичном регионе и контактами между различными региональными и федеральными структурами, при этом темпы проектирования и строительства МКЖД изменились в лучшую сторону.

МКЖД
МКЖД

Трудовая деятельность Петра Кацыва началась в подмосковном «Мостранавто», где он прошел путь от простого слесаря до руководителя, а затем поднялся до поста министра транспорта Подмосковья, который и занимал более десяти лет. При подмосковном губернаторе Шойгу Петр Кацыв отвечал за связи с федеральными органами власти, при этом, видимо, не упускал из внимания и транспортную проблематику. В 2014 году биография Петра Кацыва логично поворачивается – он переходит в ОАО «РЖД» на должность вице-президента, где в сферу его ответственности включено развитие всего московского транспортного узла. А это не только проект МКЖД, но и, например, железнодорожное сообщение с аэропортами, и развитие пригородного пассажирского сообщения с областью.

Как считают эксперты, на положительную судьбу МКЖД повлиял именно Петр Кацыв: его бесценный опыт в транспортной сфере и связи помогли дать мощный толчок сложному проекту, разработав схему, по которой его развитие пошло в интересах и Москвы, и РЖД. То есть, Петр Кацыв на самом деле совершил «предпродажную подготовку» проекта, обеспечив выход из него РЖД без снижения набранных темпов строительства.

Сейчас МКЖД – это 54-километровый дублер кольцевой линии московского метрополитена. Для строительства дороги нужно было использовать давно уже никем не эксплуатируемые железнодорожные пути, как их назвал Петр Кацыв, – «ржавый пояс» столицы. Еще во времена Лужкова судьбу этих территорий пытались решить, выдвигая самые фантастические идеи. Например, на полном серьёзе рассматривался вариант убрать железную дорогу под землю, а сверху осуществить комплексную застройку и устроить очередное автомобильное «кольцо».

Тем не менее, как и предполагал Петр Кацыв, для расчистки пространства под строительство было снесено четыре тысячи старых строений, в том числе, гаражей. Потребовалось провести реконструкцию и совершенствование мостов там, где дорога пересекает реки и другие водоемы, электрификацию всей дороги.  Еще до появления Петра Кацыва в РЖД проект назвали «легким метро», «наземным метро», еще одним «кольцом», которое «стянет» Москву. Но МКЖД сохранила свою железнодорожную основу, полностью подчинив ее интересам современного города.

В соответствии с проектом платформы МКЖД строятся открытыми, поэтому строителями сейчас рассматриваются вопросы об антискользящем покрытии. Также проработана и проблема шума от движения электропоездов – на Малом кольце Московской железной дороги установят шумозащитные экраны вдоль жилых домов. Вагоны МКЖД оборудуют бесплатным Wi-Fi, местами для инвалидов, детских колясок и велосипедистов. Проект благотворно скажется на инфраструктуре города – все ранее пустынные промышленные зоны, прилегающие к кольцевой дороге, уже застраиваются и благоустраиваются.

МКЖД по проекту должна работать круглосуточно. Но, как уточнил Петр Кацыв, будет иметь значение количество пассажиров. Предполагается, что в первый год электрички перевезут около 75 миллионов человек.

Власти уже сейчас стараются привлечь внимание москвичей к МКЖД, чтобы побудить их пользоваться ее услугами. Столица пытается расположить к транспортному проекту, в первую очередь, пенсионеров, наиболее консервативную часть населения, и школьников со студентами, наиболее восприимчивую к новому категорию жителей.  Поэтому для москвичей на МКЖД будут распространяться внутригородские льготы: на МКЖД разрешено использовать социальные карты москвича и студенческие карты. Такое решение принял департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Хотя, как именно распорядится кольцевой железной дорогой Москва, уже не забота Кацыва. По предварительным оценкам экспертов, вице-президент отлично справился со своей задачей разработчика, но при этом об окончательном решении транспортных проблем столицы думать рано.

Досье Петра Кацыва

Петр Дмитриевич Кацыв родился на Украине в 1953 году. В 1975 году он окончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), после чего пришел работать инженером по безопасности движения Химкинской пассажирской автоколонны. Далее его пригласили в «Мострансавто» на должность инженера, а затем Кацыв возглавил это ведомство. С 2001 года Петр Кацыв занял пост министра транспорта Московской области, где проработал более десяти лет. Уже при новом губернаторе Сергее Шойгу Кацыв в 2012 году стал министром Главного управления Московской области по связям с органами государственной власти. В настоящее время Петр Кацыв является доктором технических наук, заслуженным работником транспорта РФ, с 2014 года – вице-президентом ОАО «Российские железные дороги».

Другие новости