В детстве каждый из нас мечтал овладеть какой-то профессией, будь то врачебное дело или актерское мастерство. Но лишь единицы хотели стать продавцом-консультантом. Вообще, кто-нибудь из вас задумывался о том, что это за профессия? Вроде бы всё просто – продавай и консультируй, ничего особенного. Но каково это, помогать людям понять, чего они хотят на самом деле? Я решила лично разузнать об этой профессии. Компания «МегаФон» любезно пошла мне навстречу и разрешила один день поработать в качестве консультанта салона сотовой связи.
В офисе, где проходил мой эксперимент, работают три симпатичные девушки: Оля, Инна и Катя. Рабочая зона небольшая, но очень уютная. Повсюду царит чистота и порядок. Это важно, ведь если порядок будет на рабочем месте, он же будет царить и в голове. Несмотря на то, что с «продавцами на один день» вроде меня девушки ни разу еще не сталкивались, отнеслись они к моей персоне вполне доброжелательно. Как оказалось впоследствии, это качество одно из самых необходимых в их нелёгком труде.
Рабочий день начался с того, что мои «экскурсоводы» рассказали о жизни офиса. Я уяснила, что главным оружием продавца-консультанта должны быть улыбка и вежливость, без них ты не сможешь наладить контакт с клиентом и помочь ему в случае необходимости. Это показалось мне достаточно простым условием до тех пор, пока речь не зашла о недовольных клиентах. С ними, так или иначе, приходится сталкиваться любому консультанту. Ну, представьте: работаешь себе спокойно, как вдруг в салон заходит женщина и начинает горячо доказывать, что вы (т.е продавец и компания в целом) украли у ее деньги. И неважно, что возмущенная дама на днях звонила в Махачкалу своей подруге, забылась и проговорила 20 минут, все равно вина за минусовой баланс будет лежать на плечах работников «МегаФона». Переубедить клиентку, в принципе, невозможно. Поэтому остается только понять и простить ее, объяснив, конечно же, в чём дело. Как правило, процессу поиска истины помогает детализация счёта.
Без юмора эта работа тоже не обходится. Моим «напарницам» особенно запомнился мужчина, который зашел в салон с копченой селедкой и бутылкой портвейна и потребовал четырёхпедальный телефон с турбопроводом. Искомого не нашёл, но остался доволен общением и покинул салон без претензий к «МегаФону». Вообще, посетители салона самые разные люди: начиная от подростков, которые всегда хотят быть в тренде, и заканчивая пожилыми людьми, которые по старинке используют телефон только в качестве средства связи. Благо ассортимент настолько широк, что каждый найдет себе товар по душе, уж об этом консультанты позаботятся.
Когда я расспросила девушек о рабочем графике, то я окончательно убедилась в том, что эта профессия не для ленивых. График работы с 10.00 до 22.00, с одним часом на обед и несколькими десятиминутными перерывами в течение дня. И все эти жертвы для удобства клиента! Мне даже стало жаль бедных девушек, ведь выдержать такой график работы не каждый мужчина сможет. Но как оказалось, это только верхушка айсберга. Просто пройти обучение и работать в салоне пока не надоест, не получится. Дважды в год каждый продавец-консультант проходит обязательный контроль технических знаний, чтобы подтвердить свою профпригодность. Это значит, что он должен не только знать весь ассортимент товаров, их особенности и отличия от других моделей, но и разбираться в тарифных планах, опциях и услугах компании и всегда быть в курсе всех новинок в магазинах конкурентов.
Итогом моего первого и последнего рабочего дня в офисе продаж «МегаФона» стало понимание того, что продавец-консультант – это очень сложная профессия, требующая огромного терпения, усидчивости и внимательности. Он одновременно и консультант, и кассир, и психолог. Это универсальный человек, который не боится сложностей и знает, чего хочет. Есть огромный плюс работы в «МегаФоне», который будет служить подспорьем в течение всего времени работы: ты найдешь там настоящих друзей, которые всегда смогут помочь и поддержать тебя.
Экспериментировала над собой и над людьми Kate Miller