В наш город впервые приехал Международный фестиваль актёров кино
«Созвездие», чтобы завоевать сердца орловчан своими проникновенными кинолентами.
4 августа, в стенах кинозала «Гринн-фильм» прошёл третий фестивальный день,
в рамках которого было показано четыре картины. К сожалению, из-за занятости
агентов информационного агентства «Жажда», мы смогли увидеть только два
кинофильма.
Знаете, с каждым просмотренным российским фильмом я понимаю: они
одинаковые. Режиссеры каждый раз пытаются снять что-то наподобие арт-хауса и драмы,
прыгнуть выше головы, но все картины в большинстве случаев держатся только благодаря
достойной игре актёров и «притушённой» картинке на экране.
Говорят, что россияне принципиально не умеют снимать ничего, кроме душераздирающих задевающих драм. Чего только стоят «переферии страха» Василия Сигарёва «Волчок» и «Жить». Либо жуткая реальность, проникнутая болью, разочарованием и нежеланием существовать, либо ситкомы для бабушек и женщин 45+ по «России — 1» — третьего не дано. И 4 августа ценители российского кино могли насладиться обеими гранями
российского киноискусства, но обо всем по порядку.
Первым фильмом, который я увидела, оказалась картина эстонского кинорежиссёра Ильмара Раага «Я не вернусь». Чувства, вызванные показанной лентой, трудно передать словами. В ожидании следующего сеанса, я не знала, как мне правильно отреагировать на увиденное: то ли посмеяться от души над многими
эпичностями (по-другому и не скажешь) фильма, то ли поплакать от действительно,
конечно, типичной, но очень душевной истории.
В основе сюжета лежит история двух девочек, каждая из которых так отчаянно пыталась добраться до своей мечты, что не смотрела по сторонам. Аня – стандартная серая мышка, единственная за последние десять лет золотая медалистка школы-интерната, где она воспитывалась. Через несколько лет после выпускного она живёт тихо, никому не мешает, преподаёт в университете литературу и одновременно всем сердцем любит декана, страстно желая, чтобы тот ушёл от жены и маленькой дочки ради своего счастья. Но однажды происходит событие, переворачивающее всю её прежнюю жизнь с ног на голову. Старый товарищ героини по детдому просит оставить у себя на хранение наркотики, за которые позднее Аню и пытаются посадить. Девушке удаётся спастись бегством, но с этого момента она не знает, что делать и куда идти. Волей случая девушка снова оказывается в детском доме, где знакомится с девочкой восьми лет по имени Кристина, которая иногда ведет себя чересчур уж по-хамски, но в глубине души надеется на то, что кто-нибудь когда-нибудь сможет её полюбить. Именно поэтому юная особа мечтает отправиться автостопом в Казахстан к своей бабушке, которая очень её ждёт…
«Лучшим финалом фильма будет, если они умрут в конце», — сказала моя подруга, с которой я ходила в кино. И правда, потому что после таких «подарков» судьбы смерть – это лучшее спасение.
О таких историях было снято много фильмов, но и в этой ленте была своя изюминка. Не зря многие люди, выходя из кинозала, вытирали слёзы – они прониклись
хитросплетениями судеб двух детдомовских девочек. Эта история смогла передать образы людей, городов, наивности, доброты, щедрости, сопереживания, глупости и
даже любви… Любви, но в разных её проявлениях – между мужчиной и женщиной в
качестве любовников, любви в виде жалости, семейной любви. А главное, что на
протяжении всего фильма остаётся вера, та вера героинь, которая нитью протекает сквозь фильм и которой ты сам поневоле овладеваешь, веря вместе с ними в лучший исход
событий.
Я могу сказать, что не пожалела. Не бывает плохих фильмов – бывают
только фильмы, непонятые людьми.
На втором фильме под название «Прощание» режиссёра Дмитрия Константинова я не испытала таких уж сильных эмоций и переживаний. И правда – картина была больше похожа на творение для телеканала «Россия — 1». Главная героиня — русская актриса Анна Рябинина после работы в Нью-Йорке возвращается на Родину, чтобы поставить свою собственную пьесу. До отъезда в Америку у неё был возлюбленный – ныне редактор журнала о культурной жизни, который находится на грани банкротства. Чтобы как-то помочь единственной любви, Анна придумывает план, построенный на обманах, предательствах, кричащих заголовках и слезах. На поверхность всплывают все старые секреты девушки. Это может уничтожить её.
Этот фильм мог бы быть интересен темзрителям, которые любят динамичные сюжеты с необычной концовкой, и почитателям российских мелодрам.
Позади меня на втором сеансе сидели женщины преклонного возраста,
которым фильм очень понравился. Молодёжь уже привыкла к сюжетам иностранного
кинематографа, где ты даже после раскрытия тайны начинаешь гадать, а так ли все было
на самом деле. Фильм «Прощание» настолько наивен, что наши молодые сердца не могут по достоинству его оценить и принять на веру такие простые сюжеты. В конце концов, это
не история о жестокости жизни детдомовских девочек, никаких душевных переживаний,
кроме любовных, поэтому мне этот фильм не показался таким уж глубоким и достойным
потраченного времени. Единственное, чем я восхищалась – это игрой Алёны Бабенко. Ей – все мои лавры.
Впрочем, и для такого кино должен найтись свой зритель. Кто знает, может быть, вы, потратив время на эту картину, проникнетесь сюжетом и обязательно скачаете сопровождающую весь фильм песню Контантина Легостаева «Я люблю». На вкус и цвет, как говорится…
«Созвездие» Ира Башкатова