Эксперты: снижение тарифных ставок “Транснефти” негативно отразится на государственном бюджете

На очной встрече с Владимиром Путиным в Ново-Огарёво глава корпорации «Роснефть» Игорь Сечин озвучил несколько предложений по поддержке нефтегазового сектора в период кризиса на фоне пандемии и снижения добычи. В частности, Сечин обратил внимание президента на необходимость переноса налоговых платежей по геологоразведочных работам, льготных условий кредитования для нефтяной отрасли в целом и снижения тарифных ставок на транзит нефти. Со своей стороны «Транснефть» уже вскоре представила общественности материалы, обосновывающие нецелесообразность снижения и без того заниженных тарифных ставок. Позже к дискуссии присоединился Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, предоставивший свою экспертную оценку по существующим тарифам и необходимости их снижения. Изложенные специалистами аргументы проанализировал эксперт издания «Росбалт» и опубликовал получившиеся результаты в своей статье.

Так, рассуждает аналитик «Росбалта», эксперты ИНП РАН обратили внимание на снижение инвестиционных проектов «Транснефти», задаваясь вопросом об обоснованности тарифов при снижении затрат. Но в то же время автор отмечает наличие планов по техническому перевооружению и реконструкции в 2020-2024гг.: сейчас на стадии износа находится около 50% трубопроводов компании, а значит, что затраты на модернизацию вполне обоснованы — достаточно вспомнить недавнюю аварию в Красноярском крае,где из-за разгерметизации резервуара в водоёмы вылились тысячи тонн топлива.

При этом, отмечает аналитик издания, аргументы об отсутствии рисков в связи с дисбалансом на нефтяном рынке и способность подстраиваться под ценовую конъюнктуру не выдерживают критики: во-первых, «Транснефть» и без того сдерживает тарифы при помощи индексирования на уровень 0,9 от инфляции и находится в жёстких условиях ограничения роста, а во-вторых, к сравнению эксперты ИНП РАН предлагают разные ниши нефтесервиса с различной капиталоёмкостью. При этом по показателям роста EBITDA и чистой прибыли за период 2016-2019 гг. «Транснефть» сильно уступает нефтедобытчикам: показатель чистой прибыли демонстрирует отрицательную динамику за трёхлетний период (-23%).

По сообщениям ряда СМИ, антимонопольная служба в свою очередь также не поддерживает понижение тарифной ставки. Более того, эксперт «Росбалта» подчёркивает, что при изменении тарифа на транзит «Транснефти» и РЖД государство лишится весомых источников прибыли, поскольку дивиденды этих компаний идут не частным инвесторам, а в бюджет страны. Совершенно очевидно, что в позиции государства вопрос о пополнении личного капитала и доходов в бюджет, определяющего возможности страны для обеспечения благосостояния граждан, должен решиться в пользу второго. В противном случае, отмечает автор, нельзя исключить и возможность того, что «Транснефти» (как и РЖД) в итоге придётся брать дополнительные займы, чтоб покрыть свои издержки и выполнить инвестиционную программу. В такой ситуации, делает вывод эксперт, гораздо разумнее принять во внимание восстановление цен на нефть до нормального уровня и для регулировки рыночных отношений в нефтяной отрасли повысить тариф до среднемирового уровня, что также положительно отразится на госбюджете с увеличением дивидендных выплат.

 

Другие новости