“Мир и гармония” — мероприятия по обеспечению социальной стабильности проходят в России при поддержке Министерства культуры РФ

 

Новый рисунок

В рамках федеральной целевой программы “Культура России” проводится целый ряд специальных проектов, направленный на обеспечение равного доступа к культурным благам и возможностям  для всех категорий граждан России.

Социокультурный проект “Мир и гармония” — это мероприятия по обеспечению социальной стабильности, реализуемые в 2016 году при поддержке  Министерства  культуры РФ, направленный в первую очередь на социально-незащищенные группы населения, поддержку пожилых людей в геронтологических центрах, а также  заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и колониях.

Основатель Благотворительного Фонда «Стремление» Владимир Керн и Елена Маркина дали интервью о том, как проходит проект “Мир и гармония”.

Расскажите о появлении проекта “Мир и Гармония”- кто стал инициатором?

Владимир: Елена Булукова — директор Фонда “Столица”, оператора проекта “Мир и Гармония” — обратилась к нам с  предложением организовать подобный формат выступлений, и мы с радостью согласились. Проект проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации,  одобрен Департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества, который известен повышенным вниманием к социальным проектам в области культуры.

Несмотря на то, что это пилотный проект подобного плана для нашего Фонда, отклики настолько хорошие, что уже сейчас мы думаем о расширении географии выступлений.

Основная идея проекта — приезжать в заведения, где можно продвигать и популяризировать музыкальное и театральное наследие, но среди тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно посещать концерты. В первую очередь это дома престарелых и колонии.

Если для детей существуют образовательные программы, в том числе Фонда Владимира Спивакова, ориентированные именно на детей, то старики и заключенные остались немного “ подзабытыми”. Тем более, что наш фонд “Стремление” — не только детский, мы поддерживаем музыкантов всех возрастов.

Тогда мы решили, что начать нужно именно с самых незащищенных категорий граждан — это пожилые люди, находящиеся на стационарном лечении в интернатах и домах престарелых и люди, находящиеся в исправительных учреждениях и колониях.

Медицинскую помощь эти люди, разумеется, получают, но вот организация качественного досуга, культурного развития — до этого, к сожалению, обычно не доходит.

Первоначально планировалось сконцентрироваться только на пожилых и заключенных, но у нас получилась необычная ситуация — в двух случаях на местах домов престарелых оказались интернаты для людей с ментальными расстройствами. Оказалось, это потрясающая публика —  они настолько открытые, настолько искренние,  обычно это выпускники детских домов, то есть уже взрослые люди. Там есть невероятно талантливые ребята. К сожалению, физически не хватает кадров, чтобы развивать эти таланты.
Елена: К сожалению, ребята там немножко заброшены, потому что даже наш концерт стал для них настоящим открытием — многие впервые видели классические инструменты, это стало для них шоком.  Наверняка там есть музыкально одаренные — как известно, эти люди очень тонко чувствуют и проявляют очень много способностей. Но поскольку раскрытие талантов — это не профиль таких заведений, мы редко узнаем об этой стороне их жизни.

Владимир: Дирекция старается вывозить на концерты тех, кто физически готов к поездкам, но тут мы сталкиваемся с другой проблемой — наше общество пока не готово. Люди не знают, как вести себя с особенными зрителями. Первая реакция — пожалеть, а этих ребят не надо жалеть, к ним нужно относиться так же, как и мы друг к другу относимся.

Расскажите о географии проекта — это Москва и область, или вы  захватываете и более удаленные учреждения?

Владимир: Да, это Москва и Московская область, а также Тверская, Тамбовская, Калужская, Тульская, Владимирская области. Уже сейчас есть планы расширять географию концертов на следующий год.   Также мы будем стараться возвращаться в учреждения, где мы уже выступали — положительное влияние арт-терапии очевидно, поэтому есть желание продолжать работать не только с новыми, но и с постоянными слушателями.

Елена: Самое удивительное, что любое заведение, куда бы мы ни приезжали — будь то дома престарелых, колония или социальное учреждение для людей с отклонениями — везде программа проходит просто на “ура”.

Это действительно такое попадание в точку — 90% публики впервые видят и слышат вживую классические инструменты. После концертов слушатели подходят к артистам и умоляют приехать еще раз. Это при том, что на концерты многие идут не так охотно. Как нам объяснили работники — у людей есть выбор, идти на концерт или нет. Пенсионеры часто думают, что на концертах будет скучно —  к ним часто приезжает самодеятельность — чаще всего это русские народные песни и пляски, — пенсионеры неохотно идут на такие концерты.
Если вначале концерта часто можно услышать недовольные реплики, “Когда будут песни?”, то после концерта — это, конечно, фурор, люди под огромным впечатлением, у них светятся глаза, это поднимает им дух.

Это особенно приятно — что мы не просто формально выполняем свою миссию, а это находит отголоски в сердцах.

Насколько часто вы устраиваете выездные концерты?

Владимир: С апреля 2016 года Фонд “Стремление” провел 15 концертов в колониях, 4 концерта — в  домах престарелых, и 2 концерта — в интернатах для людей с ментальными расстройствами.

Это полноценная гастрольная деятельность, и мы невероятно благодарны фонду “Столица” за идею и возможность реализовывать этот проект. Огромная признательность также Министерству культуры РФ и конкретно Департаменту государственной поддержки искусства и народного творчества за финансовую поддержку проекта.

Сейчас мы вышли на финишную прямую — до ноября нам осталось посетить три дома престарелых — в  Егорьевске, Дом Яблочкиной и Пансионат для ветеранов №1.

Елена: Понятно, что на начальном этапе нам приходится очень четко планировать работу, чтобы охватить максимальное количество слушателей. Генеральный директор  у нас и пианист, и конферансье, и водитель, и кормилец. У нас все участники коллектива обязательно делают что-то помимо основной работы на проекте, все совместители:)

Сложно ли работать в исправительных учреждениях и колониях?

Владимир: Нам нет разницы, для кого играть концерт, но внутреннее чувство страха, конечно, было — как воспримут это заключенные? Внутри колоний все очень дисциплинированно,  нас встречает начальство, проводит в зал. Заключенные, пусть не безропотно, но все же начинают слушать. И по ходу концерта мы потихоньку располагаем к себе людей, они начинают втягиваться.

Своя специфика в домах престарелых. Не секрет, что к старости у многих людей бывает непростой характер. Но мы профессионалы, мы понимаем, что нужно сыграть следующим, что нужно сказать, как к себе расположить.

Самое сложное — это все-таки играть для ребят с отклонениями. Мы пока недостаточно морально готовы  отключить все побочные чувства — сразу включается жалость, сразу хочется чем-то помочь ребятам, помимо того, что мы приехали и сыграли.

Елена: Вы знаете, но этот дискомфорт — он бывает только первый раз. Когда сталкиваешься с незнакомой ситуацией всегда подсознательно ожидаешь худшего.  Когда мы ехали в тюрьму, а у нас в квартете четыре молодые девушки, — мы боялись, что в тюрьме начнется буча. Когда мы ехали к ребятам с отклонениями, мы тоже ожидали неадекватных реакций, от стариков — что они будут в нас чем-то кидаться.

Но это, конечно, бурная фантазия — везде все проходило идеально. Артист — он везде артист, и нам удается донести удовольствие зрителю независимо от зала, в котором мы играем.
Владимир: В колониях мы часто встречаем творческих людей — и режиссеры, музыканты, художники, встречали циркача. Это очень востребованные люди — между колониями постоянно устраивают какие-то конкурсы и соревнования. Они часто помогают в проведении концертов.

Часто в колониях встречаешь неожиданно творческих подход — однажды начальник колонии взял гитару, посадил на барабаны кого-то из заключенных и они вдвоем  сыграли нам “Smoke on the water”.

Как ни странно, мы сходимся в основных наших функциях: и исправительное учреждение, и наш проект стараются в первую очередь поддержать людей, показать им, что можно жить по-другому.

Новый рисунок (1)

Какие программы вы составили для Проекта?

Владимир: У нас три программы — это “Классика для всех” в исполнении струнного квартета “Бельканто”;  “На струнах души” в исполнении струнного  квартета Бельканто,  лауреата международных конкурсов Елизаветы Пахомовой (сопрано), а также театрального режиссера Владимира Ячменева (бывший режиссер драматического театра им. Джигарханяна, актер кино) и Владимира Керна. (фортепиано)

В третьей программе, “О сокровенном”, помимо квартета “Бельканто” принимает участие Алексей Шевченков — заслуженный артист России, обладатель Святого Георгия  за роль в фильме “Иуда”, а также режиссер Андрей Богатырев с фильмом “Иуда”.

Для нас стало откровением, что заключенные готовились к приезду — за день до приезда им ставили фильм “Иуда”, так что к нашему приезду они всех знали, были в контексте фильма.

Такие концерты часто перерастают и в двухчасовые встречи — публика не хочет отпускать артистов.

Елена: Очень хотелось бы организовать музыкальные фестивали — чтобы это были не три программы, а, например, недели классической музыки в домах престарелых и колониях.

Новый рисунок (2)

Какая программа пользуется особым интересом?
Владимир: “На струнах души” — пока она вне конкуренции.

Часто Ячменев поет под гитару песни Окуджавы, решает вместе с публикой, какая песня будет следующей. Мы просим слушателей подпевать — все же для каждого концерта мы формируем отдельный репертуар, чтобы были и инструментальные, и песенные номера.

Расскажите об участниках Проекта — сложно ли было найти исполнителей и площадки?

Владимир: Удивительное явление — когда я вначале Проекта звонил коллегам с вопросом “Поедешь ли ты играть в тюрьму?” все разом говорили : “Да, конечно!”. Никто не колебался с ответом.

Недавно мы проводили концерт в Московской консерватории, мы собрали 15 человек — 13 струнников и 2 духовика, — все они также загорелись идеей участвовать  в Проекте. А если кинуть клич, то, думаю, и 115 человек можно собрать. Главные помощники со стороны сейчас — наши родственники и друзья, они помогают с инструментами, машинами.

Новый рисунок (3)

Пока к проекту не подключилась местная администрация — нас часто встречают настороженно, ожидают  каких-то проверок. Когда узнают, что мы из Москвы, настораживаются еще больше — почему люди из Москвы едут давать бесплатные концерты в дома престарелых и колонии? Но, к счастью, после концертов отношение мгновенно меняется. Уже сейчас нас зовут обратно и мы надеемся, что в следующем году нам удастся провести и повторные концерты.

Елена: вообще, здорово было бы привезти хотя бы камерный оркестр. Потому что четыре  музыканта, которые играют на, как они говорят, “больших скрипках и маленьких скрипках”, — это прекрасно. Но как бы они удивились, когда увидели пятьдесят человек?

Владимир: Мы были очень удивлены — в московских домах престарелых прекрасные залы. В таких можно приглашать музыкантов, которым нужно откатать программу, например — это тоже может быть интересным направлением.
Есть, конечно, и обратная сторона — в доме престарелых под г. Масальском мы с трудом разместились вчетвером в комнате отдыха. Но чаще залы хорошие, некоторые пенсионные дома дадут фору иным концертным залам.

Есть ли запомнившиеся случаи в вашей работе над Проектом?

Владимир: Да, когда Звенигородский дом престарелых внезапно оказался интернатом  для пациентов с физическими отклонениями. Мы были поражены, настолько это бешеная отдача зала. это совершенно иной уровень восприятия музыки.

Новый рисунок (4)

Есть ли регионы, в которых вам хотелось бы побывать с проектом“Мир и гармония”?

Владимир: На Байкале. Так много коллег и друзей рассказывали, как там красиво, что теперь хочется не просто поехать посмотреть на великое озеро, но и привезти туда какую-нибудь программу.

Проект “Мир и Гармония” реализует программу мероприятий по обеспечению социальной стабильности в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)» по обеспечению равного доступа к культурным благам и возможностям  для всех категорий граждан России.
Программа проходит при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Оператор программы — Фонд содействия социальному и культурному развитию Москвы «Столица».

Проект “Мир и Гармония” проводится с апреля по ноябрь 2016 года в геронтологических центрах города Москвы и Московской области, исправительных учреждениях и колониях в Тверской, Тамбовской, Калужской, Рязанской, Тульской и  Владимирской областях.

Интервью взяла Анна Уманская

 

Другие новости