28 сентября на сцене театра «Свободное пространство» комедия «ШУХЕР!» театрального центра «АртВояж» (Москва)
Моноспектакль Дмитрия АКСЕНОВА несомненно привлечет внимание орловских зрителей.
Подробнее о спектакле на САЙТЕ
Статья о Дмитрие АКСЕНОВЕ даст вам возможность поближе познакомиться с этим неординарным и интересным театральным явлением.
Детство восьмидесятых, — как давно это было. И будто бы даже не здесь, а в другой стране, где всё было дефицитом. Где на фоне унылых очередей, хамоватых тёток за кассами магазинов, вечно полупьяных водопроводчиков был светящийся экран кинотеатра. А на нём — пёстрая крутящаяся карусель другой жизни, непонятной, но ужасно притягательной правды. Она манила волшебной песней «Генералов песчаных карьеров». В неё хотелось шагнуть. Нет, даже не шагнуть — прыгнуть с разбегу, как в летнюю реку, уйти под воду с головой, до самого дна. И там, в обиталище странных, неведомых существ, поймать за хвост тайну.
Моноспектакль Дмитрия Аксёнова «Шухер!!!» — это откровение о детстве, ироничный, местами колючий разговор о прошлом, которое у каждого своё. Однако, будучи погружённым во время, в определённую эпоху, оно имеет черты родственности. Во время просмотра спектакля не покидает мысль: все, что ты видишь на сцене, когда-то было и в твоей жизни, в далёком прошлом, порядком забытом, но при этом хранящемся в памяти отдельными вариациями, эмоциональными всполохами, вкусами. В основе сюжета спектакля — гротескные истории из жизни закадычных приятелей, пацанов «с соседнего двора»: Серёни, Кислого, Пили и Лёхи Плоского. Они вызывают то гомерический смех, то страх, но чаще — грусть по стране, которой больше нет. Это не просто СССР, когда жвачка и настоящие, штатовские джинсы были предметом запредельных мечтаний молодого поколения. Это страна детства, эпохи широко распахнутых в мир глаз, чистоты сердец, искренности чувств. Они были оборотной стороной серости взрослой жизни. В них жила сказка, пришедшая с экранов заграничных фильмов.
Романтизму советской молодёжи перестроечной поры оказался очень созвучен посыл «ПинкФлойд» в их знаменитом альбоме «Стена». Это читается в спектакле: в одной из сцен на герое — флойдовская майка, а за его спиной — огромная стена-экран, на котором одна за другой меняются картины-иллюзии, рисунки из песка. Видеоинсталляции и сценографию в целом создал для спектакля уникальный художник Сергей Назаров. С его участием проект «Шухер!!!» стал выходящим за пределы классики театральным экспериментом, соединившим действие, песочную анимацию и кино.
Премьера спектакля состоялась в октябре прошлого театрального сезона на сцене Московского молодёжного театра под руководством Вячеслава Спесивцева. «Шухер!!!» очень тепло принял столичный зритель. По окончании спектакля долго не умолкали овации. А потом за кулисы к герою потянулись вереницы особо проникнувшихся: «Старик, а ты знаешь, как было у нас?!» И задушевным разговорам, воспоминаниям взахлёб, лирическим фантазиям не было конца.
Дмитрий Аксёнов окончил Ярославский театральный институт. Уже многие годы работает на театральных площадках Москвы, основной из которых многие годы был Московский молодёжный театр под руководством Вячеслава Спесивцева. Играет в антрепризе, снимается в кино. К примеру, его многие помнят по картине «Бумер. Фильм второй». Среди других работ — «Час Волкова», «Судебная колонка», «Солдаты», «Студенты», «Аэропорт», «Антикиллер», «Жмурки». В послужном списке актёра множество наград и звание заслуженного артиста России.
— Как появилась идея спектакля «Шухер!!!»?
— Мне захотелось расширить творческий диапазон. С недавних пор я пишу рассказы о детстве — времени, когда мне и моим приятелям было по двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет. Рассказы коротенькие. Есть откровенно смешные, есть трагические. Их накопилось уже немало, почти на книгу, которую я в будущем надеюсь издать. Писателем я себя, конечно, не считаю, хотя уверен, что хотя бы одну книжку в жизни каждый человек написать может. К осуществлению этой мечты я иду. Пока же сочинил на основе своих рассказов пьесу — по ним и поставлен «Шухер!!!». Это спектакль-откровение, разговор со зрителем «по правде». Я один на сцене, играю несколько персонажей одновременно. Прообразами их стали мои друзья, с которыми мы росли. Одного из них уже, к сожалению, нет в живых.
— Судя по спектаклю, вы с друзьями были неформалами.
— Даже ходили «подстатьёй». И не под простой, а под политической. Правда, это было, когда мы уже существенно повзрослели. В декабре 1985 года мы сделали демонстрацию памяти Джона Леннона — на пятилетие со дня его гибели. Нас было пятьдесят человек. Мы прошли от фонтана, авиационного техникума, в котором я тогда учился, по проспекту Ленина до кинотеатра «Центральный», посидели в кафе, погрелись, повернули назад, дошли до «Полёта». Там нас всех упаковали и увезли. Люди в милицейской форме не знали, что с нами делать. Понимали, что надо, но что именно, не знали. В итоге нас отправили для разговора в комитет госбезопасности. Надо сказать, что знаменитый фильм Михаила Ромма я впервые увидел именно в КГБ. Разговор с нами тогда был очень серьёзный. Потом к нам домой перед 1 мая и 7 ноября приходили люди и грозили пальцем: «Ребята, имейте в виду, никаких поползновений!». В те времена все эти запреты были в такой гиперболизированной форме. Иногда доходило до абсурда.Одного моего приятеля на уроке поймали с журналом «Плейбой». Это был май месяц, и у него был майский номер: у фарцовщиков тогда можно было купить всё. И преподаватель заметил: «Мне ещё за этот месяц журнал «Радио» не пришёл, а у тебя уже «Плейбой» из Америки». В общем, было много неприятных вещей, которые сегодня вспоминаю с улыбкой. Тогда же было не до улыбок, мы по-настоящему испугались: нам реально пригрозили.
— Но ваш спектакль — о другом…
— Да. Создавая его, я хотел сказать очень важную вещь — лучшее, что у человека есть, это детство. Это то время, когда люди в каком-то смысле абсолютно свободны. Их, конечно, сдерживают учителя, родители, но некоторые поступки они делают без понимания. Ими руководит не ум, а эмоция, порыв. Я сейчас вспоминаю ситуации из своей жизни, и меня удивляет, как многие из нас вообще остались живы. Ведь нам было совсем мало лет, хотя чувствовали мы себя абсолютно взрослыми. У меня даже есть фраза в спектакле: «Мы были взрослые, нам было по двенадцать». Думаю, за каждым из нас стоял ангел-хранитель. Если бы мой сын сейчас сделал хотя бы часть того, что я делал в детстве, я не знаю, как бы я к этому отнёсся.
— Можно ли сказать, что детство — время абсолютного счастья?
— Бунин писал, что о счастье мы всегда лишь вспоминаем. Человек часто не осознаёт того, что счастлив. Ведь это состояние переживаешь сиюминутно. А в детстве оно было постоянным. У меня бабушка работала киномехаником. Поэтому я люблю кино: я на нём воспитан. Сколько я всего видел! Один фильм я смотрел сорок раз — у меня об этом идёт речь в спектакле. И песня звучит. Этот фильм — «Генералы песчаных карьеров». В детстве мы все мечтали о сказочной жизни, символами которой были джинсы, реклама, жвачка, кока-кола, «ПинкФлойд», «Битлз».
— Когда я впервые услышал слово Голливуд, оно на меня подействовало магически: я что-то в нём услышал. Долгое время для меня это слово было синонимом радости и счастья. Лишь потом я понял, что всё на самом деле не так. Один из персонажей в моём спектакле говорит: «Но самое главное — никакого там Голливуда нет. Голливуд здесь, у нас. То, как мы тогда жили, что чувствовали, это и было Голливудом. Потому что братья Шенкеры, которые его придумали, родились здесь, в нашем маленьком городе, на соседней улице. Вот это была жизнь! Это были первые впечатления. Всё было в первый раз: любовь, настоящая дружба, предательство. Память об этом неистребима в человеке до конца его дней».